Методические рекомендации к выполнению ВКР по педагогике и методике преподавания иностранных языков

Выпускная квалификационная работа, как правило, является продолжением исследовательской работы, начатой в курсовой работе и выполняется студентами на основе знаний, полученных по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков и имеют большое значение для усвоения всего цикла психоло-педагогических дисциплин.

Общими задачами выпускной квалификационной работы по педагогике и методике являются:

  •  выработка умения давать научные осмысления фактам практики;
  •  развитие навыков самостоятельной научной работы;
  • выявление связи теории с практическими задачами преподавания иностранных языков.

В выпускной квалификационной работе, исследование, осуществляемое студентом, может быть обращено как к современному состоянию педагогики и методике, так и к истории педагогики или к сравнительной педагогике.

Выпускная квалификационная работа отличается от курсовой не только объемом фактического материала и научной литературы, но и глубиной разработки темы, элементами научной новизны, анализом теоретической информации и фактов практики.

Работа должна быть проведена на определенном теоретическом уровне с учетом достижений современного отечественной и зарубежной педагогики. Кроме того, ценность работы определяется возможностью использования ее результатов в практике преподавания иностранного языка в школе.

Выпускная квалификационная работа, как правило, состоят из:

  • титульного листа
  • оглавления;
  • введения;
  • основной части;
  • заключения;
  • библиографии;
  • приложения.

В оглавлении указываются разделы работы и соответствующие им страницы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его цель и задачи, теоретическая и практическая ценность, намечается структура работы, гипотеза исследования.

Основная часть делится на разделы или главы, которые могут, в свою очередь, быть разделены на параграфы.

В первой главе обычно даются реферативный обзор и критическое изложение вопроса, анализ теоретических предпосылок исследования избранной темы. В зависимости от характера работы обзор может быть развернутым или кратким.

Вторая и, если необходимо, третья главы носят исследователльский характер. Они посвящены непосредственному практическому анализу исследуемого материала.

В заключении содержатся основные выводы, сделанные в ходе работы над темой, а также перспективы дальнейшего исследования.

Библиография представляет собой список литературы, использованной в ходе работы, который составляется в алфавитном порядке (20–40 наименований). Сначала приводится литература на русском, затем на иностранных языках. При наличии обширного иллюстрированного материала (тематических списков слов, таблиц, схем, графиков), чтобы не перегружать текст работы, часть материала выносится в приложение.

Ссылки на использованную литературу необходимо давать внутри текста. В квадратных скобках указывается порядковый номер, под которым работа данного автора включена в общий список литературы, через точку с запятой указывается цитируемая страница, например [29; 172].

Выпускная квалификационная работа выполняются на листах бумаги стандартного формата. Объем работы – 50-70 страниц. Текст дается на одной стороне листа. Слева оставляются поля 2.5-3 см; сверху и снизу – 2 см; справа 1.5. Внизу станицы указывается ее номер.

Выпускная квалификационная работа оцениваются комиссией по пятибальной шкале. Оценка заносится в протокол комиссии и в зачетную книжку, а затем – в приложение к диплому.
Критериями оценки являются: актуальность темы, теоретическая и практическая ценность работы, способность обобщать теоретическую информацию и факты практики, надежность методов исследования, ясность и четкость изложения, оформление работы, качество устной защиты, т.е. способность кратко и точно излагать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.